Как провести ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2109

Как отремонтировать рулевой механизм в ВАЗ-2109?

Реечное рулевое управление, впервые появившееся в отечественном автомобилестроении при выпуске переднеприводных автомобилей семейства ВАЗ, позволило значительно повысить надежность такого важного узла, а также безопасность всего автомобиля. В качестве профилактической меры рекомендуется провести диагностику рулевого механизма в связи со следующим плановым обслуживанием, которое проводится через 10 000 км, и обязательно при появлении странных стуков или шумов, возникающих при проезде неровностей или повороте рулевого колеса.

Диагностические процедуры могут выявить следующие неисправности

  • стук и люфт в сопряжении коробки передач;
  • увеличение люфта в опорной втулке стойки;
  • повреждение пылезащитного экрана и попадание загрязняющих веществ в рулевой механизм;
  • Износ концевых блоков тяг;
  • Износ шарового шарнира рулевой тяги.
  • В первых трех случаях поврежден сам рулевой механизм, в следующих двух случаях повреждены сопрягаемые детали, и неисправность можно устранить без демонтажа рулевого механизма.

    Во время диагностики следует обратить внимание на состояние подшипников амортизаторов, которые могут вызывать слишком жесткий поворот рулевого колеса или необычный стук в глазах водителя, даже если рулевая рейка может быть совершенно не повреждена.

    Снятие рулевого механизма на автомобиле ВАЗ-2109 является относительно простой операцией. Просто снимите левое переднее колесо, чтобы вытащить разобранный узел из автомобиля. Некоторые крепежные элементы установлены таким образом, что до них трудно добраться.

    Наличие домкрата или смотровой шахты значительно облегчает процесс демонтажа, который можно выполнить своими руками. Демонтаж начинается с разъединения конусного соединения между пальцем рулевого кулака и поворотным рычагом. Для точного выполнения этой операции необходим специальный съемник.

    Затем разблокируется шлицевой вал, соединяющий рулевую рейку с рулевой колонкой. Для этого снимите пластиковый защитный кожух под педалями водителя, открутите кронштейн рулевой колонки и выкрутите болт, крепящий шлицевое соединение рулевого вала с шестерней.

    Примечание: Обязательно отметьте взаимное расположение деталей в положении автомобиля прямо вперед.

    Теперь снимите фиксирующие фланцы и отсоедините рулевую тягу от шасси автомобиля. После того как весь механизм снят, дальнейшие ремонтные работы проводятся на верстаке, где начинается непосредственно разборка рулевого механизма.

    Читайте также:  Как сделать замену сайлентблоков передних рычагов на Шевроле Нива

    Зафиксировав механизм в тисках с мягкими губками, откручиваем рулевые тяги. Для этого отогните стопорные пластины и открутите болты, соединяющие тяги и саму стойку, используя накидной ключ или головку «на 22». Снимаются тяги, затем с торца кожуха рулевого механизма снимается резиновый кронштейн и защитный колпачок, снимаются хомуты и затягиваются освобожденные детали.

    Специальным ключом — восьмигранником «на 17» — откручивается гайка, которая давит на подпружиненный упор, обеспечивая необходимый зазор и прочность в зацеплении шестерен. Под гайкой находится стопорное и уплотнительное кольцо и прижимная пружина. Только после удаления этих компонентов плунжер можно извлечь из отверстия. Корпус рулевого управления переворачивается и зажимается вверху шлицевым валом, чтобы обеспечить доступ к деталям для дальнейшей разборки. Используя плоскую отвертку, аккуратно подденьте и снимите резиновый пылезащитный кожух рукой, снимите стопорную шайбу и открутите гайку фиксации верхней шаровой опоры с помощью специального восьмигранника «24». После откручивания гайки ведущая шестерня извлекается из картера и отправляется на мойку. Стойка снимается с картера и отправляется на мойку и дефектовку вслед за другими деталями.

    Дефектовка и замена поврежденных деталей

    После очистки от грязи, остатков масла и просушки внимательно осмотрите рулевую тягу ВАЗ-2109 на предмет износа, трещин и других повреждений. Детали, имеющиеся в небольшом ремонтном комплекте, обязательно заменяются во время ремонта на новые. Срок их службы подошел к концу. Сюда входят разъемная втулка, упорный упор, стопорные шайбы, резинки, в общем, все, что находится во втулке. Если подшипники не имеют люфта или шума, их не нужно заменять при вращении. Шестерня и шестерня более сложны. В этих частях наблюдается неравномерный износ. Большую часть времени автомобиль едет прямо, и это сопряжение принимает на себя всю нагрузку от влияния дорожного покрытия. В этом положении износ деталей максимален, в отличие от зубьев по краям, которые начинают работать только при полном повороте рулевого колеса. Именно поэтому их положение отмечается во время удаления. Достаточно установить звездочку, которую можно повернуть на 180 градусов относительно исходного положения, и наиболее изношенные детали никогда не встретятся во время работы, обеспечивая необходимый зазор и вращательное усилие по всей длине механизма шестерни. Привод не будет греметь при прямолинейном движении и не будет заедать при максимальных поворотах руля.

    Читайте также:  Лучше ли Нива 4×4, чем Шевроле Нива, и почему

    Также может быть установлен полный ремонтный комплект. В этом случае от старой стойки остается только картер. Однако цена этого комплекта делает ремонт механизма экономически нецелесообразным.

    Сборка

    Как отремонтировать рулевой механизм в ВАЗ-2109?

    Очищенные и вымытые детали рулевого механизма укладываются на верстак, желательно в том порядке, в котором они установлены в картере рулевого механизма:

  • пластиковая втулка с новыми резиновыми уплотнениями;
  • реечная шестерня;
  • шестерня с подшипниками и сопутствующими деталями.
  • Сначала аккуратно устанавливается несущая втулка. Обратите внимание на положение резиновых уплотнительных колец, чтобы они не вышли из специального паза.

    Следующий шаг — установка шестерни в корпус рулевого механизма. Если метки центрального положения стойки не совпали при разборке, стойку можно выровнять во время сборки, временно установив шестерню и перемещая стойку из конца в конец, отмечая конечные положения. Затем стойка перемещается ровно на половину образовавшегося зазора — это центральное положение.

    Шестерня устанавливается, защищается от продольного перемещения подручными средствами, и шестерня с подшипником и резиновыми уплотнительными кольцами аккуратно вставляется. После установки шестерни стоит проверить количество оборотов вала от центрального положения до упора в каждом направлении. Если значение такое же, затяните верхнюю гайку, замените стопорное кольцо и пылезащитную крышку.

    При сборке рулевого механизма все детали обильно смазываются смазкой Литол-24. После сборки стойки устанавливается защитный кожух, прикручиваются рулевые тяги и обязательно проверяется положение кожуха относительно специальных пазов. Если крышка установлена неправильно, она не обеспечит герметичность даже в неповрежденном состоянии.

    Рулевая тяга ВАЗ-2109 отремонтирована, собрана и готова к установке на автомобиль. Остается только установить разъемы, отрегулировать зазор между пятачком и шестерней, вращая гайку шестерни, аккуратно поставить автомобиль, чтобы отрегулировать вхождение и наклон рулевых колес.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Автомобили ВАЗ